Юрий Злотников
Ему не подходят привычные, формально правильные определения:
известный, московский, российский, нонконформист, абстракционист. Большая
ретроспектива Юрия Злотникова представила произведения, созданные за полвека.
Не только и не столько про его Путь. Это попытка ответить на вопрос, для чего
существует искусство в эпоху консюмеризма и тотальной коммерциализации
творчества.

Композиция. 1992.
Для Злотникова важнее результата, зафиксированного на холсте или бумаге, уже не говоря о рыночном, является процесс взаимодействия художника и окружающего мира. Именно в этом смысл его труда, начиная с середины 1950-х годов, от строгой графики «Протосигналов» и экспрессионистичного «Счётчика Гейгера». Придуманное художником слово «протосигналы» одновременно маркирует и начало второй волны абстракции в стране, казалось, навсегда, несмотря на политическую оттепель, победившего академизма, и собственный интерес художника к научно-технической революции. Злотников любит повторять, что круг его дружеского общения - математики и психологи, а не коллеги-художники. Возможно, по этой причине в ранних работах художника нет страха и эсхатологии, которые естественно ожидать от гуманитария, напуганного атомным синдромом. В любом случае, «Счётчик Гейгера» - это исследование, в котором физические процессы постигаются метафизическими методами, присущими визуальным искусствам.
Композиция. 1990.
Серия абстракций «Сигнальные системы» создавалась на рубеже 1950-1960-х годов, когда в СССР появились пионерские работы по кибернетике. Мир ещё надеялся на способность науки сделать людей счастливыми. Через двадцать лет у большинства иллюзии рассеялись. Юрий Злотников принадлежит к меньшинству, богатая палитра крупноформатной живописной серии «Метафизические пространства» и «Космическое панно» обозначили его позицию неисправимого оптимиста. Иное дело, что знания и этика не обязательно взаимосвязаны. Так это было ясно ещё со времён «уранового проекта».
В 1990-е в графических сериях «Нео-конструктивизм» и «Абстракция» художник возвращается к строгой минималистичности «сигналов», оппонируя суетливой многословности постсоветского и «постсотбисовского» искусства. Злотников реабилитирует строгие созидательные идеи классиков конструктивизма, освобождая их от патины левой идеологии.
Праздник, из серии «Москва». 1950-е.
Новые произведения художника, в частности, «Пространство движения», датированы 2006 годом. Они ближе к более ранним «метафизическим» полотнам, но краски стали «прозрачнее», а удельный вес каждого монохромного пятна и линии - выше. Злотникова, естественно, заинтересовали опыты по клонированию, он рассматривает их не как покушение на тайны мироздания, но как очередной трудный шаг на пути к познанию происхождения «хомо сапиенс». В Петербурге художник послал зрителю новую порцию своих сигналов. Исследования отражений покажут Юрию Злотникову, какова была реакция.

Композиция. 1992.
Для Злотникова важнее результата, зафиксированного на холсте или бумаге, уже не говоря о рыночном, является процесс взаимодействия художника и окружающего мира. Именно в этом смысл его труда, начиная с середины 1950-х годов, от строгой графики «Протосигналов» и экспрессионистичного «Счётчика Гейгера». Придуманное художником слово «протосигналы» одновременно маркирует и начало второй волны абстракции в стране, казалось, навсегда, несмотря на политическую оттепель, победившего академизма, и собственный интерес художника к научно-технической революции. Злотников любит повторять, что круг его дружеского общения - математики и психологи, а не коллеги-художники. Возможно, по этой причине в ранних работах художника нет страха и эсхатологии, которые естественно ожидать от гуманитария, напуганного атомным синдромом. В любом случае, «Счётчик Гейгера» - это исследование, в котором физические процессы постигаются метафизическими методами, присущими визуальным искусствам.
Композиция. 1990.
Серия абстракций «Сигнальные системы» создавалась на рубеже 1950-1960-х годов, когда в СССР появились пионерские работы по кибернетике. Мир ещё надеялся на способность науки сделать людей счастливыми. Через двадцать лет у большинства иллюзии рассеялись. Юрий Злотников принадлежит к меньшинству, богатая палитра крупноформатной живописной серии «Метафизические пространства» и «Космическое панно» обозначили его позицию неисправимого оптимиста. Иное дело, что знания и этика не обязательно взаимосвязаны. Так это было ясно ещё со времён «уранового проекта».
В 1990-е в графических сериях «Нео-конструктивизм» и «Абстракция» художник возвращается к строгой минималистичности «сигналов», оппонируя суетливой многословности постсоветского и «постсотбисовского» искусства. Злотников реабилитирует строгие созидательные идеи классиков конструктивизма, освобождая их от патины левой идеологии.
Праздник, из серии «Москва». 1950-е.
Новые произведения художника, в частности, «Пространство движения», датированы 2006 годом. Они ближе к более ранним «метафизическим» полотнам, но краски стали «прозрачнее», а удельный вес каждого монохромного пятна и линии - выше. Злотникова, естественно, заинтересовали опыты по клонированию, он рассматривает их не как покушение на тайны мироздания, но как очередной трудный шаг на пути к познанию происхождения «хомо сапиенс». В Петербурге художник послал зрителю новую порцию своих сигналов. Исследования отражений покажут Юрию Злотникову, какова была реакция.
Дмитрий Новик, Санкт-Петербург
