Художник в условиях капитализма
Художник в условиях капитализма
Джон Грейд
Конденсатор
2013
Инсталляция в культурном центре Kohler Arts Center, США. Деревянные рамы, ткань, внешние механические датчики, цифровой контроллер, лампочки. 22x38x30 футов. Изображение предоставлено художником
Конденсатор
2013
Инсталляция в культурном центре Kohler Arts Center, США. Деревянные рамы, ткань, внешние механические датчики, цифровой контроллер, лампочки. 22x38x30 футов. Изображение предоставлено художником
Большинство американских художников не могут положиться на творческие заработки и, чтобы свести концы с концами, работают в самых разных отраслях — от официантов в ресторанах до дизайнеров. Самой доходной и престижной считается преподавательская деятельность, но для этого требуется степень магистра (аналог нашего высшего образования), а она есть далеко не у всех. По данным статистики, средний годовой доход художника в 2013 году составил 40 тыс. долларов. Это ниже, чем у профессионалов других сфер. Только треть арт-работников удовлетворены своими заработками, большинство вполне довольны выбором профессии — деньги не главное в жизни художника.
Галереи
Многие галереи в Бруклине и Челси открываются в качестве дополнительного бизнеса: как и художники, галеристы не в состоянии обеспечить себя только продажами искусства, поэтому рассчитывают на другую, более надёжную работу или бизнес. «Ты думаешь, что галерея успешна, а на самом деле у её владельца просто есть другой, более прибыльный, бизнес», — рассказывает художник Чарльз Браунинг.
Фонды, гранты и премии
Впрочем, средства в фонды поступают не только от американских миллиардеров. Обычной практикой среди американцев среднего класса считаются благотворительные пожертвования на различные мероприятия, в том числе арт-фонды. На это в среднем уходит от 10 до 20 % дохода, что поощряется налоговым законодательством США. Многие известные фонды существуют благодаря капиталам и коллекциям известных американских художников согласно их завещаниям (например, фонды Энди Уорхола, Поллока-Краснер, Джоан Митчелл и пр.).
Получение грантов, ко всему прочему, это отдельная форма бизнеса, когда претендент платит специализированной организации за информацию обо всех возможностях и помощь в составлении и подаче заявки. Специальный гид по грантам, разработанный Центром по работе с фондами (Foundation Center, http://foundationcenter.org/marketplace/catalog/product_downloadable.jhtml?id=prod2360005), даёт описание около 27 500 различных грантов для художников на общую сумму 3,9 млрд долларов, предоставляемых более чем 1300 фондами.
Каждый фонд самостоятельно определяет свои приоритеты и принципы присуждения премий и грантов. Так, для получения финансирования от фонда Поллока Краснер (The Pollock-Krasner Foundation, http://www.pkf.org) необходимо не только быть одарённым художником, но и доказать наличие финансовых трудностей. При этом фонд не требует реализации какого‑либо конкретного проекта — деньги могут пойти на оплату студии или на другие нужды художника. Материальное положение претендента — важный критерий и для фонда Адольфа и Эстер Готлиб (Adolph and Esther Gottlieb Foundation http://gottliebfoundation.org). Кроме того, художник должен предъявить убедительные доказательства того, что занимается искусством уже как минимум двадцать лет.
Фонд Энди Уорхола (Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, http://www.warholfoundation.org/grant/overview.html) предоставляет средства только арт-институциям, а фонд «Креативный капитал» (Creative Capital, http://creative-capital.org/home), напротив, финансирует только проекты, заявленные самими художниками. Весьма престижны гранты таких организаций, как фонд памяти Джона Саймона Гуггенхайма (John Simon Guggenheim Memorial Foundation, http://www.gf.org), фонд Тиффани (Tiffani Foundation, http://www.tiffanyandcofoundation.org) и фонд Джоан Митчелл (Joan Mitchell Foundation, http://joanmitchellfoundation.org/ ).
Основное отличие премии от гранта в том, что для премии не нужна заявка и, как правило, для художника её присуждение становится неожиданностью. Наиболее престижной считается награда фонда МакАртур (MacArthur Foundation, http://www.macfound.org) размером 500 тыс. долларов. В числе наиболее значимых также премия фонда «Соединённые Штаты художников» (United States of Artists, http://www.unitedstatesartists.org) и ежегодный приз Хьюго Босс (Hugo Boss Prize: http://en.wikipedia.org/wiki/Hugo_Boss_Prize) размером 100 тыс. долларов, этот конкурс фэшнбренд проводит при поддержке Музея Гуггенхайм.
Арт-резиденции
Американские резиденции сильно отличаются по своим задачам, срокам пребывания художников, системе отбора и специализации на конкретных видах искусств, а также по степени престижности. Самые известные — это основанные более ста лет назад «МакДовел Колони» (The McDowell Colony, http://www.macdowellcolony.org) и «Яддо» (Yaddo, http://yaddo.org/yaddo/history.shtml). Пребывание в этих резиденциях автоматически означает включение художника в круг избранных.
Брайан Деттмер
Жизнь позвоночных
2008
Книга в твердом переплете, акриловый лак. 9.5х6,75х2,125 дюйма. Права на изображение принадлежат Brian Dettmer
и Packer Schopf Gallery. Изображение предоставлено художником
Кроме этих старейших и престижнейших резиденций, художники стремятся попасть в Skowhegan (http://www.skowheganart.org/), принимающую только начинающих художников, в Атлантический центр искусств (Atlantic Center for the Arts, http://www.atlanticcenterforthearts.org) в прибрежном городке во Флориде и самую большую резиденцию в США — «Вермонт студио центр» (Vermont Studio Center, http://www.vermontstudiocenter.org). Большинство молодых художников и не предполагает, насколько полезной для них окажется поездка в резиденцию. Самым важным итогом обычно становится приобретение «правильных» знакомств, которые потом приносят и выставки, и премии, и предложения от галерей. Достигшие определённого уровня известности художники не подают заявок, а приглашаются резиденциями в качестве мастеров, чьё присутствие и помощь важны для начинающих. Так осуществляется преемственность поколений. Кроме того, в резиденциях создаются особые условия для творчества: там есть оборудованные мастерские и достаточно комфортные условия проживания. Художники могут забыть о проблемах насущных и сосредоточиться только на искусстве. С этой целью организаторы подчас ограничивают даже доступ в интернет и телефонные разговоры.
В резюме художники обязательно указывают все свои резиденции. Пусть они менее значимы, чем гранты и премии, но для того, чтобы попасть туда, требуется пройти процедуру подачи заявки и её рассмотрения экспертным советом, очень похожую на ту, которую проводят фонды.
Ким Анно
Святой Марк
2012
Чернила и масло по холсту
на деревянной основе, 165х107,5 см.
Изображение предоставлено художницей
Святой Марк
2012
Чернила и масло по холсту
на деревянной основе, 165х107,5 см.
Изображение предоставлено художницей
Пребывание в резиденциях бывает платным, частично платным и бесплатным. Для компенсации расходов художник может попытаться получить стипендию — всё зависит от условий конкретных организаций и формы их финансирования. Всё чаще американцы пытаются устроиться в резиденцию за пределами США. Особенно популярны Таиланд и Индия, где стоимость пребывания ниже, а приобретённый опыт и впечатления — намного ярче. О таких возможностях чаще всего узнают по «сарафанному радио», а не из официальных справочников.
Ярмарки
Интернет
Автор текст: Наталья Черкасова
Автор благодарит за участие в подготовке статьи: Elizabeth Grady, Linda Armstrong, Julia Kjelgaard, Saskia Benjamin, Marcia Wood, Susan Bridges.
Только в специальном номере «Практика»: читайте интервью с Элизабет Тюрк, Чарльзом Браунингом, Брайаном Доттмером, Дунканом Джонсоном, Кайсой Джонсон, Джоном Грейдом и Ким Анно - известными художниками, которые поделились своим опытом работы с читателями журнала.