Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Школы КУРАТОРОВ








Работа над проектом
Follow me в Ecole du
magasin
2009
Фотография @ Blaise Adilon


Знакомые слова, попадая в нынешний арт-словарь, меняют привычные значения. Всё потому, что художественная практика уже давно не умещается в прежние рамки. В музеях показывают не только выставки, в выставках участвуют не только художники, художники занимаются не только искусством, искусство больше уходит в сторону от проблем общества. Оно превращается в глобальную междисциплинарную дискуссионную площадку. Всё чаще можно услышать о «проектах», под которыми понимается множество возможных экспозиционных ситуаций, некий сплав из понятий «выставка» и «произведение». Или о кураторах, которые давно перестали быть только организаторами выставок, но превратились в движущую силу арт-процесса. «Куратор» — ещё одно слово, под которым подразумевается гораздо больше, нежели заключено в его первоначальном значении. Ещё не философ, но уже обладатель новых способов производства знания; ещё не институциональный директор, но уже не просто музейный или галерейный работник; ещё не общественный деятель, но уже фигура, наделённая силой критического анализа.

Сегодня практически каждый современный художественный вуз предлагает курсы для кураторов — от подготовительных лекций до серьёзных академических докторских программ. Объединения профессиональных кураторов вроде ICI (Independent Curators International) регулярно проводят интенсивы для молодых специалистов по всему миру от Нью-Йорка до Йоханнесбурга и Токио. Количество семинаров, воркшопов, лекций и мастер-классов растёт в геометрической прогрессии. Такой всплеск интереса — результат новизны дисциплины, переживающей к тому же сложный этап самоопределения.








Учащиеся Кураторской
программы de Appel
Curatorial
2012 - 2013
@ de Appel Arts Centre

Действительно, первые признаки выделения кураторства из общей массы художественных практик появились лишь в конце 1960-х годов. Главным протагонистом нового явления стал Харальд Зееман. Когда в 1972 году он сделал экспозицию пятой «Документы» под названием «Осмысляя реальность. Мир образов сегодня» (Questioning Reality, Pictorial Worlds Today), внимание критики, пожалуй, впервые было обращено не на конкретные произведения искусства, а на то, каким образом Зееман сделал их вторичными по отношению к своей собственной, кураторской уже совсем в современном смысле слова, концепции. Теперь в фокусе оказался не художник, а именно куратор, и деятельная практика этого нового героя требовала осмысления и определения.

В книге «Культура кураторства и кураторство культур(ы)» (O'Neill, 2012) Пол О’Нил в деталях анализирует процесс становления кураторства как особой формы познания и взаимодействия с искусством, обременённой или же, наоборот, обогащённой навыками смежных дисциплин (сегодня этот список включает и менеджмент, и искусствознание, и философию, и многое другое). О’Нил отмечает важный момент, с которого начинается быстрая институционализация кураторской практики, её укрощение и включение в привычный художественный цикл.












Поль Рамирес
Джонас

Общественность
2011
Фотография @ Paul Ramirez Jonas

А именно — 1987 год, когда в Гренобле появилась школа Le Magasin — первая в Европе учебная кураторская программа для студентов с высшим образованием. К концу 1990-х почти ни у кого уже не возникало сомнений в том, что куратор — это профессия. С наступлением эры биеннале и фестивалей, когда силами куратора начала двигаться махина крупных международных выставок, а сам он чем-то стал похож на успешного артиста, гастролирующего по миру, профессия получила публичное признание. Всё это привело к тому, что для институций, претендующих на осмысленную программную политику, считается хорошим тоном предлагать соответствующие курсы. Но встаёт вопрос о том, возможно ли уложить кураторскую практику в прокрустово ложе образовательных программ.

И ещё о том, что же такое кураторство и можно ли ему обучить.
Одна из самых привлекательных черт кураторской практики — в её многомерности. Прежде всего, это способ конструировать выставку так, что она становится полем формирования новых смыслов и ценностей. Поэтому было бы правильнее рассматривать кураторство не как предмет изучения, а как метод познания, позволяющий определять неявные связи и тем самым актуализировать информацию. Тогда перед нами возникает буквально неистощимая машина по производству знания, к ходу которой можно приобщиться, но едва ли можно освоить управление ею. Ни в одной другой профессии баланс организаторских способностей и интеллектуальных амбиций не играет такой большой роли. Но стоит ли говорить, что современные курсы для кураторов — это отнюдь не практические занятия по созданию выставок (и не стоит ждать от них пошаговых инструкций для реализации пресловутых проектов). Менеджмент и координация — ремесленная составляющая кураторства, освоить которую получится только в процессе работы. Учиться же можно лавированию между разными дисциплинами, поиску точек соприкосновения между искусством и контекстом и критическому мышлению.







Коллектив 1.0.3 за
работой в Ecole du Magasin
2009
Фотография @ Ecole du
Magasin

C этой точки зрения Московская летняя школа, организованная Виктором Мизиано и Фондом по поддержке современного искусства V-A-C, представляет собой кураторскую программу par excellence, выстроенную вокруг самых актуальных проблем. Единственная в своём роде на территории России, она стала проявлением глобальной тенденции или, вернее, бума, который происходит в области образования. Тема первой школы 2012 года — «Делать выставки политически» — на первый взгляд казалась прямой отсылкой к политизированности современного искусства и художественным практикам, нацеленным на социальный и политический протест. В программе, действительно, было немало лекторов, для которых дискуссия об искусстве уже давно стала неотъемлемой частью общей критики неолиберализма. Глобализация и институционализация, превращение художника в часть системы общества потребления, прекарное положение большинства участников арт-мира и, наконец, апроприация капиталистической системой любых альтернативных практик — эти вопросы во главу угла ставят не только теоретики (например, Джеральд Раунинг или Грегори Шолетт), но и сами художники. Многие современные авторы темой своего творчества видят проблемы художественного производства, в их числе группы «Что делать» или Societe Realiste, принявшие участие в школе. Впрочем, первоочередная задача школы заключалась в анализе политического подхода как методологии создания выставки. Речь не столько о работе с искусством, касающимся социальных проблем, сколько об осознанном высказывании, где политика может присутствовать между строк или же в качестве кураторской позиции. Необходимость осознанной позиции была лейтмотивом семинаров с кураторским коллективом из Хорватии WHW (What? How? For Whom?). Причём, твёрдая позиция может проявляться и в разрешении практических вопросов — составление бюджета, поиск спонсорских денег, гонорары художникам и т.д. Простой вопрос, может ли куратор, разоблачающий неолиберализм, соглашаться на финансирование крупными корпорациями, помогает понять, что любой неосторожный шаг способен скомпрометировать и выставку, и её создателя. А ещё — даже организационные моменты могут быть превращены в элемент кураторской практики.







Работа над проектом
Archive Practice в Ecole
du Magasin
2009
Фотография @ Blaise Adilon

Как ни странно, именно отношениям искусства и его патронов (в лице финансирующих институций или частных лиц) была посвящена последняя Программа для кураторов GBICC 5, которая существует на базе Фонда Биеннале Кванджу в Южной Корее. Приглашённым профессором в 2013 году выступила Мария Линд, директор стокгольмского арт-центра Tensta, одна из самых активных и публикуемых кураторов и теоретиков, автор книги «Современное искусство и его рынки» (Lind, Velthuis, 2012) и многих других. Это не было случайным тематическим совпадением. Сложные и часто травматичные для искусства отношения с деньгами во многом определяют движение современного кураторского и художественного процесса. Вопрос, за чей счёт делаются или должны делаться выставки, стоит остро как в странах со сверхразвитой системой финансирования искусства (США или Швеции), так и в странах, где такие системы практически отсутствуют (Тайланд или Южная Африка и даже Россия). На этом, впрочем, проблемы не заканчиваются, поскольку финансирование часто рука об руку идёт с навязываемой идеологией (самый наглядный и свежий пример из российской практики — невозможность появления в Москве за государственный счёт биеннале с явно критической позицией). Искусство, в свою очередь, оказывается между Сциллой и Харибдой экономической зависимости и творческой свободы. И роль куратора в такой ситуации усложняется — он должен принимать (или не принимать) в расчёт политическую ситуацию, экономическую конъюнктуру, глобальные тенденции и локальный контекст.

Школа в Кванджу в этом смысле совсем не однозначна — она делается за государственный счёт и преследует определённые имиджевые цели. Арт-сцена в Южной Корее развивается стремительно и всё больше идёт на поводу у коммерчески ориентированного искусства. Огромные ставки организаторы школы сделали на медийный эффект: преподавателями выпусков разных лет были Массимилиано Джони, Ай Вей-Вей, Энвезор Окуи и другие знаменитости арт-мира. Но внутреннее устройство курса едва ли соответствует внешнему лоску — программе GBICC — 2013 явно не доставало продуманного учебного плана. Начавшись как одна из ярких образовательных инициатив, она превратилась в модный аксессуар при биеннале, создавая видимость международного контекста и открытой платформы для дискуссий.








Куратор Тобиас
Бергер во время курса
на биеннале Кванджу
2013
Фотография @ Mary Song

Ясно одно: какими бы ни были истинные намерения организаторов многочисленных курсов для кураторов, поле обсуждаемых проблем стремительно расширяется. Современность, локальный контекст и интернационализм, глобализм, кураторские модели и методологии, пространство выставки и вневыставочные практики — это лишь немногие темы. И все они походят на темы для полноценного научного исследования. Только теперь вместо академиков ими занимаются кураторы; исследования выходят за рамки узкого круга специалистов и научных монографий и заполняют музеи и выставочные залы. Является ли куратор провозвестником нового типа познания мира, ещё предстоит узнать.

Но начать учиться видеть мир по-новому можно уже сейчас, в любой точке мира и на любом языке.



5 ШКОЛ КУРАТОРОВ

1) Программы-интенсивы Международного объединения кураторов (ICI CURATORIAL INTENSIVE)

Что? Программа существует с 2010 года в виде целого набора коротких курсов, проводимых в разных странах. Цели, декларируемые организаторами, — демократичное по ценам образование для молодых специалистов.

Где? Два ежегодных семинара 12 проводятся в г. Нью-Йорке (США), остальные — в сотрудничестве с партнёрами по всему миру.

Как поступить? Лучше всего будущие мероприятия отслеживать на сайте проекта, после чего отправлять заявки. Как правило, устроители хотят узнать о конкретном исследовательском или выставочном проекте, над которым работает или хотел бы работать будущий слушатель, его краткую биографию, получить CV, письмо о намерениях и небольшую рецензию на выставку по выбору абитуриента. Также можно попробовать подать заявку на стипендию, необходимость которой следует обосновать в отдельном письме.

Число слушателей: Варьируется.

Цены? Зависят от семинара, около 1900 долларов за недельный курс. Размещение — за счёт организаторов. Перелёт до места проведения мероприятия в большинстве случаев абитуриенты оплачивают самостоятельно. 

http://curatorsintl.org


2) Московская летняя школа кураторов

Что? Главный российский образовательный проект в сфере кураторства, придуманный Виктором Мизиано.

Где? г. Москва (Россия).

Сколько длится? Три недели (июль).

Как поступить? Информация о наборе в школу на сайте Фонда современного искусства  V-A-C появляется весной. Для поступления нужно предоставить резюме, обосновать в письменном виде своё желание участвовать в школе, а также написать эссе, где необходимо раскрыть понимание студентом темы школы и предложить собственную концепцию вы-ставки.

Цена? Обучение — бесплатное. Жильё и перелёт до г. Москвы предоставляет школа.
Число слушателей? Около 20 человек.

http://v-a-c.ru/
 

3) GBICC

Что? Международная кураторская программа при Биеннале в г. Кванджу (Южная Корея).

Где? г. Кванджу.

Сколько длится? Один месяц (август).

Как поступить? Информация о поступлении предоставляется через сайт Фонда Биеннале Кванджу, а также распространяется через многочисленные новостные издания об искусстве. Заявку на участие следует подавать в конце весны. Для поступления требуется заполнить форму, опубликованную на сайте Фонда Биеннале. Кроме того, необходимо отправить подробное резюме, в котором отражён кураторский опыт абитуриента, и motivation letter.

Цена? Обучение и проживание бесплатно. Дорогу до Кванджу студенты оплачивают сами.

Число слушателей? Около 20 человек.

http://www.gwangjubiennale.org/


4) Ecole du Magasin

Что? Самая старая и, вероятно, самая респектабельная школа кураторов. 

Где? г. Гренобль (Франция). Когда? Учебный год.

Как поступить? Программа рассчитана на тех, кто уже получил магистерский диплом и имеет определённый навык в кураторстве. Процесс зачисления поделён на два этапа. Сначала в школу нужно отправить резюме, обоснование причин поступления, копии диплома и документов, подтверждающих опыт работы. Помимо этого, потребуется три рекомендательных письма и описание концепции проекта, где должно быть отражено кураторское обоснование проекта, место проведения, приглашённые к участию художники и бюджет. Кроме того, нужно оплатить регистрационный взнос. Если абитуриент проходит первый этап отбора, его приглашают на интервью в г. Гренобль, по результатам которого выносится окончательное решение.

Цена? Обучение бесплатное. Жильё студенты оплачивают сами.

Число слушателей? 5 человек. 

http://ecolemagasin.com/


5) de Appel Curatorial Programme

Что? Ещё одна высоко котирующаяся школа.

Где? г. Амстердам (Нидерланды).

Сколько длится? 10 месяцев (с августа текущего года по июнь следующего).

Как поступить? Процесс поступления поделён на два этапа. На первом этапе нужно собрать стандартный пакет документов: motivation letter, в котором нужно рассказать о своих ожиданиях от школы, подготовить предложение проекта, отражающего концепцию и фокус выставки, место проведения и контекст, бюджет и план по медиации проекта. Также нужно прислать резюме с описанием прошлых проектов и не менее двух рекомендательных писем. Из числа подавших заявки отбирают 12 претендентов, которые должны пройти процедуру интервью в г. Амстердаме.

Цена? Обучение в 2013—2014 годах стоило 7 тыс. евро. Жильё студенты оплачивают сами.

Число слушателей? 6 человек. 

http://dev.deappel.nI/cp/p/1/

 
Автор текста: Анна Арутюнова

Ars longa, vita brevis est