Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Виктория Мусвик: критик, исследователь фотографии, куратор номера

У фотографии особенные отношения с реальностью: в XIX веке её называли «карандашом природы», в XX упрекали в манипуляциях сознанием. В XXI веке цифровая эпоха с её соблазнами стирает границы между документацией и искусством. Всё смешалось: модные журналы выпускают целые номера «без ретуши», глянцевые фотографы снимают деятелей «арабской весны», влиятельные агентства увольняют репортёров за редактирование снимков, а политические еженедельники под давлением рекламодателей приобретают гламурный оттенок. Сегодняшняя ситуация напоминает времена, когда визуальный язык фотографии только-только складывался, и она искала своё место в иерархии искусств. В ХХ веке её положение будто бы утвердилось, но сейчас снова подвергается сомнению: похоже, фотографии тесно в старых рамках. С подобными трудностями сталкиваются и другие сферы: в свет выходят фальшивые мемуары жертв Холокоста, в сети непрерывно спорят об авторских правах и плагиате — ка- жется, многие совсем перестали различать своё и чужое слово. Исследовательница Венди Штайнер приводит множество примеров разрушения привычного статуса документа в книге «Реальнее некуда» (The Real Real Thing, 2010). Искусствовед Джеймс Элкинс, рассуждая об одном из героев этого номера Марко Бройере, связывает его творчество с крахом позитивистской мечты о безграничности опытного знания, с неспособностью точных наук предоставить нам чёткие данные о состоянии Вселенной — недаром заключения о расстоянии и типе объекта в астрономии делаются по степени его размытости. Однако проблемы современной фотографии в большей степени затрагивают нас самих: мы привыкли безоговорочно верить её свидетельствам, видеть в ней документ. Пессимисты говорят о конце фотографии, зато оптимисты видят в новых условиях открывающиеся перспективы. В этом номере собраны идеи, размышления, сомнения и гипотезы, которые помогают разобраться в специфике нынешних отношений фотографии с окружающим миром.

Служение искусству - тяжелый труд. И в начале, и в середине, и в конце