Виктория Мусвик: критик, исследователь фотографии, куратор номера
У фотографии особенные отношения с
реальностью: в XIX веке её называли «карандашом природы», в XX упрекали в
манипуляциях сознанием. В XXI веке цифровая эпоха с её соблазнами стирает
границы между документацией и искусством. Всё смешалось: модные журналы
выпускают целые номера «без ретуши», глянцевые фотографы снимают деятелей
«арабской весны», влиятельные агентства увольняют репортёров за
редактирование снимков, а политические еженедельники под давлением
рекламодателей приобретают гламурный оттенок. Сегодняшняя ситуация напоминает
времена, когда визуальный язык фотографии только-только складывался, и она
искала своё место в иерархии искусств. В ХХ веке её положение будто бы
утвердилось, но сейчас снова подвергается сомнению: похоже, фотографии тесно в
старых рамках. С подобными трудностями сталкиваются и другие сферы: в свет
выходят фальшивые мемуары жертв Холокоста, в сети непрерывно спорят об
авторских правах и плагиате — ка- жется, многие совсем перестали различать
своё и чужое слово. Исследовательница Венди Штайнер приводит множество
примеров разрушения привычного статуса документа в книге «Реальнее некуда» (The
Real Real Thing, 2010). Искусствовед Джеймс Элкинс, рассуждая об одном из
героев этого номера Марко Бройере, связывает его творчество с крахом
позитивистской мечты о безграничности опытного знания, с неспособностью точных
наук предоставить нам чёткие данные о состоянии Вселенной — недаром
заключения о расстоянии и типе объекта в астрономии делаются по степени его
размытости. Однако проблемы современной фотографии в большей степени
затрагивают нас самих: мы привыкли безоговорочно верить её свидетельствам,
видеть в ней документ. Пессимисты говорят о конце фотографии, зато оптимисты
видят в новых условиях открывающиеся перспективы. В этом номере собраны идеи,
размышления, сомнения и гипотезы, которые помогают разобраться в специфике
нынешних отношений фотографии с окружающим миром.