Мари-Жозе Мондзен. Тарковский: воплощая экран.
Несколько лет
назад в Йельском университете состоялась конференция «Византия / Модернизм», где
обсуждались тесные связи между искусством ХХ века и наследием погибшей в XV
веке империи. По итогам дискуссии её участники создали ряд текстов о не всегда
очевидных перекличках современных и византийских авторов. Так, Мари-Жозе
Мондзен, византинист и один из крупнейших современных французских философов,
представила статью о своём любимом кинорежиссёре Андрее Тарковском. Она
проанализировала его фильмы в контексте художественной традиции восточного христианства.
Догадку об их родстве можно счесть частным мнением автора. Однако вот что
удивительно: имя Тарковского так или иначе всплывает практически во всех
нынешних разговорах о «Византии после Византии».