Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Атлас "Мнемозина" Аби Варбурга. Панель 48



Аби Варбург (1866—1929) — один из столпов искусствознания ХХ века, но также и маргинал, многие годы лечившийся от шизофрении и почти забытый на долгий срок. Важнейший его труд — неоконченный «Атлас «Мнемозина», состоящий из десятков деревянных панелей, затянутых чёрной тканью. На них крепятся около тысячи репродукций, где классические сюжеты мирового искусства скомпонованы по типам: восхождение к солнцу, нимфа как ангел- хранитель, похищение женщин и так далее. Таким способом Варбург попытался понять искусство — глазами, выйдя за пределы текста. На недавней конференции Института искусствознания, где обсуждалась возможность использования гностицизма, алхимии и карт таро для анализа произведений, атлас Варбурга стал темой отдельного обсуждения. Участники задавались вопросом, стоит ли считать его историческим артефактом, или это правда рабочий метод изучения искусства? Мы предлагаем внимательно рассмотреть одну из панелей.

Служение искусству - тяжелый труд. И в начале, и в середине, и в конце