Анна Савельева
На первый взгляд может показаться, что никакой разницы между китайским современным искусством и интернациональным
contemporary art нет, хотя в действительности оно связано тысячами нитей с собственной традицией
— да так, что покопавшись, можно
подумать даже, что и современное искусство как культурный
феномен, вроде бы коренящийся в европейской художественной
практике XIX—ХХ веков, — это тоже
китайское изобретение. Можно провести, и проводят, параллели между той революцией,
которую предпринял Сезанн, и идеями китайских
теоретиков XVI—XVII веков,
вроде Дун Цичана — с той разницей, что
в Китае произошла совсем не революция. Вообще для понимания
механизмов китайской истории эта категория не годится, поскольку
там самый прожжённый новатор никогда не мыслит себя в европейском смысле революционером.
≪Нет, та версия традиции, что я создаю, она никогда не противоречит прошлому,
а если с чем и борется, то лишь с собственным
упадком≫. В ориентирах европейского человека всегда
есть внеположенное трансцедентное Нечто, Иное, с которым соотносит себя картезианский субъект; но так как в Китае никакого трансцедентного божества никогда не было,
фигура Иного обнаруживалась в собственной традиции, в китайской древности, в этой циклично развивающейся
истории. И все попытки создать что-то новое отталкивались от диалога с традицией, а не её отрицания. Конечно, современный китайский художник живёт в совершенно изменившемся обществе
и хотя бы в силу этого не может относить себя к классу художниковинтеллектуалов
прошлого, — но раз мир по большому счёту не меняется,
то и проблемы перед автором всегда будут те же, что были и у предшественников, и в поисках собственного
ответа он прежде всего обращается к опыту прошлого.__