Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Семен Михайловский

Китайская ситуация очень замкнутая, очень специфическая; она, можно сказать, не интегрирована, хотя и были выставки в Европе и Америке, и на всех ярмарках и крупных выставках мы видим заметное присутствие китайских художников. Но я не раз пытался соединить тех из них, кто занимается современным искусством, и тех, кто реалистическим, — в одном выставочном пространстве или на уровне, например, конференции, — и они не соединяются. Но государство поддерживает всех. Есть спрос на русскую реалистическую школу, и, учитывая китайские масштабы, интерес невероятный. Огромный круг потребителей и огромное количество академий и музеев (сначала построят, а потом думают, чем наполнять (это обычное дело в Китае). Так как у академической школы рисунка сейчас закат в Европе, у нас они стараются воспринять всё: китайские учащиеся — четверть или пятая часть наших студентов. В Китае ведь нет по большому счёту традиции масляной живописи, поэтому они хотят взять себе всё. Моден реализм, немоден — это их совершенно не занимает. Их интересует мастерство, они очень высоко ценят исполнение и сделанность картины. Они даже когда за рубежом проживают, осознают себя прежде всего как китайцев, поэтому им не так важны чужие системы ценностей и чужое мнение по поводу ценностей собственных. Они так же неинтегрированы, как мы; это нас сближает. Им так же больше интересно своё искусство у себя, чем то, что происходит за рубежом. Так что мы живём, скорее, в той же модели и больше похожи на китайцев, чем на европейцев. Москва уж точно больше похожа на Пекин, чем на Париж или Нью-Йорк.

Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие