Семен Михайловский
Китайская
ситуация очень замкнутая,
очень специфическая; она, можно сказать, не интегрирована, хотя и были выставки в Европе и Америке, и на
всех ярмарках и крупных выставках мы видим заметное присутствие китайских художников.
Но я не раз пытался соединить тех из них, кто занимается современным искусством, и тех,
кто реалистическим, — в одном выставочном
пространстве или на уровне, например, конференции, — и они не соединяются. Но государство поддерживает всех. Есть спрос
на русскую реалистическую школу, и, учитывая китайские масштабы, интерес невероятный.
Огромный круг потребителей и огромное количество академий и музеев
(сначала построят, а потом думают,
чем наполнять (это обычное дело в Китае).
Так как у академической школы рисунка сейчас закат в Европе,
у нас они стараются воспринять всё: китайские
учащиеся — четверть или пятая часть наших студентов. В Китае
ведь нет по большому счёту традиции масляной живописи, поэтому
они хотят взять себе всё. Моден реализм, немоден — это их совершенно не занимает. Их интересует
мастерство, они очень высоко ценят исполнение и сделанность
картины. Они даже когда за рубежом проживают, осознают себя прежде всего как китайцев, поэтому
им не так важны чужие системы ценностей и чужое мнение по поводу ценностей собственных.
Они так же неинтегрированы, как мы;
это нас сближает. Им так же больше интересно
своё искусство у себя, чем то, что
происходит за рубежом. Так что мы живём, скорее, в той же модели и больше похожи на китайцев,
чем на европейцев. Москва уж точно больше
похожа на Пекин, чем на Париж или Нью-Йорк.