Александр Шабуров
В какой-то момент эволюции у нас с моим напарником Мизным появилось
штук десять зарубежных галерей. И одна из них в Пекине.
С невыговариваемым названием и филиалом в Сеуле. С тех пор я побывал в Китае раз пять. Китайские
друзья старались посвятить нас в свои иерархии: всякий раз
они вели нас в какие надо галереи и показывали каких надо художников, — но мы в эти китайские иерархии не вникали и разглядывали что придётся.
И если совсем кратко, то в Китае всего
больше. В первую очередь поражают масштабы. Например, Запретный город Гундун (императорский дворец в центре Пекина), комплекс
огромных пустых дворов- площадей: на первой можно уместить все известные мне древнеегипетские памятники,
на второй — Московский Кремль, а всё это
вместе размером с нью-йоркский Манхэттен. И небоскрёбов не меньше, чем на Манхэттене,
вот только расставлены пореже. То же и
с арт-рынком. Как описать этот масштаб?
В Москве есть культурный центр ≪Винзавод≫, в нём штук десять галерей. Ещё столько же наберётся
на Artplay и ≪Красном Октябре≫. В нью-йоркском районе Челси — примерно сотня.
В Пекине тоже есть галерейный район, называется
≪798≫ — по номеру бывшего здесь военного завода,
— и только там 380 галерей или около того.
У нас один Валерий Кошляков умеет живописать с разбрызгами — а
там в первой же галерее ты видишь десять таких. У нас только
Дубосарский и Виноградов рисуют картины с поп-персонажами,
и есть ещё кто-то в Питере; в Китае таких умельцев вагон и маленькая тележка. Плюс на каждом рынке можно купить дешёвые копии того же самого.
Наше искусство развивалось революционно, в силу чего недавние навыки утрачивались. Актуальные
вчера стили принимались сегодня поносить, будто умерших
вождей. Вчера мы любили советскую эстраду, назавтра она — отстой, а вот КСП — это круто;
через пару лет КСП — это отстой, а круто
ВИА; ещё через пару лет — рок, ну
и т.д. В академических вузах у нас
учили, как рисовать, но не учили,
для чего. Оттого в контемпорари арт пришли
те, кто знал, для чего, но рисовать и лепить не умел. А всех умеющих
считал ретроградами (исключения, конечно, имеются). А
вот в Китае ни один период минувшей истории не отвергается. После смерти Мао ЦК КПК признал, что его наследие
на тридцать процентов ошибочно, но на остальные семьдесят
верно. И все художники там владеют ремеслом, всё укоренено в местных традициях. Если современный
художник проделывает что-нибудь такое-разэдакое, за этим обязательно стоит многовековая
национальная традиция. Во всяком случае, так об этом сообщается. Многие считают китайцев
похитителями чужих копирайтов и копиистами, которые сами
ничего придумать не могут. А китайцы не воруют; просто берут, что им нравится. Примерно как мы в СССР за ≪железным занавесом≫ копировали произведения
малоизвестных нам западных художников и не считали это зазорным. Плюс у китайцев начисто отсутствует наш комплекс неполноценности перед
Западом. Самая смешная иллюстрация —Национальный художественный
музей в Пекине, где никакого некитайского искусства просто
нет. Оно никому не интересно. Точнее,
одна комната на всё иностранное искусство всё же имеется.
Но очень маленькая. В нёй всего
10 картин: откуда-то попавшие сюда Дали, Брак, Пикассо и Энди Уорхол (по одному экземпляру)
плюс подаренные московским Союзом художников Иван Лубенников,
Наталья Нестерова, Ольга Булгакова,
Дмитрий Жилинский, Юрий Васильев и кто-то там ещё.