Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Константин Бохоров



Можно сказать, что современность окончательно преодолела традиционное недоверие искусства и театра, которые широко взаимодействуют ко взаимной пользе. Это явление давно нашло отражение в рефлексирующих исследованиях по культуре на продвинутом Западе. В России рефлексия современности запаздывает, и хотя трансдисциплинарные проекты на пересечении искусства и театра всё чаще реализуются в российском культурном ландшафте, серьёзная критика пока не обустроила их в своём дискурсе. Нынешний выпуск журнала «Искусство» должен в какой-то мере восполнить образовавшийся пробел. Здесь надо отметить, что речь, конечно, пойдёт о современном искусстве и о театре, взыскующем современности, то есть о художественных практиках, преодолевших синдром зрелищности и перешедших на более высокий уровень критической рефлексии. Между ними наблюдается двустороннее движение концепций, средств и действующих лиц (в частности, возник такой интереснейший феномен как «художник в театре»). В сегодняшнем мире, где преодоление границ считается положительным явлением, это жанровое сближение казалось бы тоже несёт в себе исключительно позитив. Однако, с одной стороны, оно происходит с определёнными затруднениями. С другой — далеко не всё, что вырастает из него в результате отвечает тем критериям современности, которые поднимают лучшие достижения искусства и театра на новый качественный уровень. То есть зона обозначенной трансдисциплинарности далека от бесконфликтности и чревата многочисленными каверзами и спорными явлениями, которые, как нам представляется, стоит обсудить с участниками процесса.

Люди, которые ругают современное искусство, забывают, что любое искусство когда-то было современным