Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Юрий Грымов

Мне кажется, что современное искусство должно зарождаться на территории театра. Хотя бы потому что то, что мы называем «современное искусство», на мой взгляд, абсолютно театрально. К сожалению, в России существует конфликт между традиционным и, скажем так, современным, актуальным театром. Если бы этого конфликта не было, то contemporary art совершалось бы на театральных подмостках. Перформансы, которые сегодня создают художники, были бы более естественны для зрителя на сцене, а не в зданиях музеев и выставочных залах. Из-за конфликта архаического государственного театра и отношения к театру произошла некая подмена. Именно поэтому у многих возникает вопрос, что всё это такое, а искусство ли это вообще? Если бы в театре создавалось актуальное искусство, то оттуда бы выходили не беспомощные концептуальные работы художников, которые мы видим сейчас, и не эксплуатация истории перформанса, а более цельные художественные образы и авторские высказывания. Тогда бы эта пена парадоксальности, случайности, излишней напыщенной креативности исчезала бы за счёт сцены. Далеко ведь не каждый художник возьмёт на себя смелость нести публике какой-то законченный образ. На улице, в галерее можно обойтись некой штучкой, а в театре штучками не получится. Надо всё равно создать определённое послание зрителю. Некоторые современные художники, фотографируя свою задницу, пытаются придать ей более высокий, таинственный художественный смысл, но задница всегда останется задницей. Это не может быть целостным художественным произведением. А вот спектакли Мейерхольда или Вахтангова можно рассматривать и прочитывать как арт-объекты, но это совершенно не мешает им быть целостными, содержательными произведениями, тем, чего я сегодня не вижу у современных художников в России. Для меня это слишком просто — поставить чемоданы, лавочку, скамейку в центре музея и покрасить её в золотой цвет. Поэтому когда театр приглашает художника сделать некий проект, мне кажется, что это не обязательно поиск какого-то дополнительного смысла, а чаще связано просто с желанием быть «актуальным», потому театральная площадка замешивается всё больше и больше с перфомансом. И я думаю, мудрые кураторы всё больше будут экспериментировать с тем, чтобы приглашать художников в театр, театрального режиссёра или кинорежиссёра в музей — и всё это в клубок заворачивать. А критики будут говорить: «Какое сильное художественное воздействие». Хотя всё это может называться по большому счёту просто театр.

Ars longa, vita brevis est