ИРИНА МЕГЛИНСКАЯ
Журналу «Искусство», который себя
позиционирует как «новое старое» академическое издание, самое время заняться такой
«новой старой» проблемой, как описание и анализ отечественной фотографии. Да и вообще
– развить дискуссию вокруг этой медиа: к фотографии не хватает именно академического
отношения. Фотография кажется древней как мир – тем не менее, она недавно встала
окончательно в ряд прочих визуальных искусств; интеллектуально в России она абсолютно
не поддержана – не описаны и не выверены никакие явления и тенденции, нечем ни исследовать,
ни маркироватьклассифицировать отечественную фотографию; и в этой ситуации ничего
другого не пришло в голову, кроме как рассмотреть ее с двух ракурсов. Первый – сквозь
систему социокультурных сред, которые и порождают жест фотографа (профессиональное
общество фотожурналистов, например, или «петербургская школа»). Второй метод – с
птичьего полета, грубыми, что называется, мазками описать функции, которые фотография
в современном обществе исполняет: сообщает, напоминает, документирует, замещает
и т. д. Например, документальный жанр, репортаж: такая странная, до сих пор развивающаяся,
но не обретшая никакие конкретные дискурсивные черты – подчеркиваю, на русском языке
– фотографическая функция. Если мы возьмем историю социалистического реализма в
фотожурналистике – застывшая глыба, законченная вещь, притом плохо описанная, потому-то
к ней и тянут руки с Запада; и вот, мы еще с наследием не разобрались, когда, как
антитеза, выросла новая критическая фотодокументалистика – ныне факт законченный
и определенный не хуже постановочного советского репортажа. Факт описан? Куда там!
А из нее, этой критической фотодокументалистики, которая еще далеко не исчерпала
себя – мы живем все-таки в обществе, достойном критики, – из прежней критической
журналистики выросла новая гражданская фотожурналистика. Дискутивная тема? По-моему,
очень дискутивная. Дискутивна ли тема эмоциональной фотографии? Современное искусство
практически отрицает эмоциональную сторону фотографии, тогда как молодые фотографы
только и испытывают эмоционально-психологическую природу снимка. Растет поколение,
которое надо учитывать немедленно. Болтаться в рамках оценочных категорий «нравится
– не нравится» я, как галерист, могу бесконечно, потому что нахожусь на частной
территории, но мне бы хотелось, чтобы была проведена интеллектуальная работа на
эту тему.