Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

ИРИНА МЕГЛИНСКАЯ

Журналу «Искусство», который себя позиционирует как «новое старое» академическое издание, самое время заняться такой «новой старой» проблемой, как описание и анализ отечественной фотографии. Да и вообще – развить дискуссию вокруг этой медиа: к фотографии не хватает именно академического отношения. Фотография кажется древней как мир – тем не менее, она недавно встала окончательно в ряд прочих визуальных искусств; интеллектуально в России она абсолютно не поддержана – не описаны и не выверены никакие явления и тенденции, нечем ни исследовать, ни маркироватьклассифицировать отечественную фотографию; и в этой ситуации ничего другого не пришло в голову, кроме как рассмотреть ее с двух ракурсов. Первый – сквозь систему социокультурных сред, которые и порождают жест фотографа (профессиональное общество фотожурналистов, например, или «петербургская школа»). Второй метод – с птичьего полета, грубыми, что называется, мазками описать функции, которые фотография в современном обществе исполняет: сообщает, напоминает, документирует, замещает и т. д. Например, документальный жанр, репортаж: такая странная, до сих пор развивающаяся, но не обретшая никакие конкретные дискурсивные черты – подчеркиваю, на русском языке – фотографическая функция. Если мы возьмем историю социалистического реализма в фотожурналистике – застывшая глыба, законченная вещь, притом плохо описанная, потому-то к ней и тянут руки с Запада; и вот, мы еще с наследием не разобрались, когда, как антитеза, выросла новая критическая фотодокументалистика – ныне факт законченный и определенный не хуже постановочного советского репортажа. Факт описан? Куда там! А из нее, этой критической фотодокументалистики, которая еще далеко не исчерпала себя – мы живем все-таки в обществе, достойном критики, – из прежней критической журналистики выросла новая гражданская фотожурналистика. Дискутивная тема? По-моему, очень дискутивная. Дискутивна ли тема эмоциональной фотографии? Современное искусство практически отрицает эмоциональную сторону фотографии, тогда как молодые фотографы только и испытывают эмоционально-психологическую природу снимка. Растет поколение, которое надо учитывать немедленно. Болтаться в рамках оценочных категорий «нравится – не нравится» я, как галерист, могу бесконечно, потому что нахожусь на частной территории, но мне бы хотелось, чтобы была проведена интеллектуальная работа на эту тему.

Музей - это великолепное кладбище