Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

ЕЛЕНА ПЕТРОВСКАЯ

Сейчас, как и прежде, много разных практик фотографии. Думаю, художественная и репортажная – даже не самое показательное различение. Сегодня вообще надо говорить о другой фотографии. Например о той, что вы снимаете вашим телефоном. То, что называлось художественной фотографией, сегодня становится практикой культурного времяпрепровождения. Смотрите сами: вокруг ходят люди с камерами, предводительствуемые мастером. Их учат композиции, постановке кадра, выбору освещения, то есть массе формальных приёмов. И в этом смысле они становятся немного художниками. Но все как будто забыли, что, по мысли Вальтера Беньямина, фотография возникает как антиэстетическая в своей основе практика. Для него она была инструментом социальной диагностики, критики, но только не формой искусства. Что касается репортажной фотографии, это род журналистики, если хотите – образ жизни. Тут мало что меняется. Вообще, различение жанров уже немного набило оскомину, мы должны оставить жанровые рамки позади. Полагаю, что следует уделять больше внимания возможностям мобильных телефонов или даже камер наблюдения. Не случайно художники всё чаще прибегают к этим средствам. У Софи Каль, например, есть проект, где используются видеокамеры, установленные над банкоматами. Помимо прочего это имеет отношение к проблеме надзора: постепенно мы все попадаем в сферу действия гипернадзора. Я думаю, фотография сегодня – вид модного развлечения, и в этой роли она архаична. На самом деле мы переживаем интереснейший момент, который, кстати, был давно подмечен Вилемом Флюссером. Он понял, что для фотографии как изображения определённого типа – он называет его техническим образом – носитель, строго говоря, случаен. Такой образ можно, конечно, продублировать и на бумаге. Однако бумага ветшает, как материальный объект фотография разрушается, но как форма регистрации событий – абстрактная, почти математическая – она продолжает существовать. Новые средства коммуникации подтверждают мысль о том, что мы перестаём привязывать своё восприятие к бумажному оттиску, или отпечатку. Сегодня мы переходим в ситуацию виртуальных изображений в собственном смысле. Они предполагают другое время восприятия, гораздо более подвижное. Само наше восприятие формируется этой случайностью, множественностью, отсутствием логических связей, кажущейся хаотичностью. Не исключено, что и здесь есть свои инварианты. В любом случае это качественно новые системы образов.

Искусство - ложь, которая делает нас способными осознать правду