Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

ЕВГЕНИЙ БЕРЕЗНЕР

В отличие от прежних времен, когда для того, чтобы, например, выпустить свою книгу, ты должен был хотя бы в какой-то степени быть одаренным – издательства всегда и везде страдали от огромного числа графоманов, – в фотографии каждый, купивший «мыльницу», считает себя уже великим фотографом. Может статься, так и есть, и он на самом деле великий фотограф. Но не ему одному об этом судить. Потому что это такая сфера деятельности, где все только кажется очень простым и доступным. Ничего подобного! Обилие экспертов за рубежом объясняется не тем, что там за фотографию принимают все подряд, а тем, что западная фотография имеет разветвленную, требующую обслуживания инфраструктуру. Она разнообразна и массова, да, но массовость органично переходит в некий профессионализм, в качество – разумеется, с очень большим отсевом. Нынешняя же ситуация в отечественной фотографии происходит прямиком из положения, в котором фотография пребывала у нас на протяжении почти всего ХХ века. До революции – всё, как и в остальном мире. А потом наступило другое время. Взять период с конца 1930-х годов до середины 1950-х – фотографии как живого организма у нас не существовало. Сейчас фотография жива и, в общем, здравствует; много действительно по-настоящему талантливых авторов, но – авторов надо отбирать, продвигать, и этим должно заниматься сообщество экспертов. А у нас сейчас торжество, пир непрофессионалов. Никогда, в любом виде искусства, не существовало такой ситуации, когда бы не было экспертов, даже в самом начале формирования художественных коллекций эпохи Возрождения – мы все равно обязательно обнаруживаем присутствие ценителя-знатока. Чем дальше, глубже, шире развивалась культура, тем нужней оказывалась деятельность людей, которые занимались бы именно экспертной оценкой. Иначе хаос, иначе энтропия. Однако где же брать экспертов? За рубежом вы имеете возможность получить образование во всех абсолютно сферах фотографической деятельности, начиная практикой и заканчивая философией. У нас ничего сравнимого нет, потому что фотография — это не просто нажимать на кнопку. Даже если мы будем говорить о каких-то практических меркантильных сферах: сколько в Москве галерей, что занимаются фотографией? И это Москва – без преувеличения и без иронии один из культурных центров современного мира. Сравните с Парижем, с Лондоном, Миланом, не говоря о НьюЙорке. Вы приезжаете в Париж, там одновременно семь-восемь разнообразных выставок в крупнейших музеях. А когда вы видели последнюю фотовыставку в Третьяковке?

Музей - это великолепное кладбище