КОНЦЕПТУАЛИЗМ КАК ИГРА В БИСЕР
«Концептуальное», «концептуализм», «концепция» – из тех слов
и понятий, что совершенно обесценились за последнюю пару десятилетий.
Обесценились настолько, что даже главные отечественные концептуалисты – и
деятели и интерпретаторы – подчас признаются в непонимании (чаще) и нелюбви
(реже) к этому термину. Но концептуализм остаётся концептуализмом, его значимость
с годами выросла весьма существенно, он сильно повлиял и продолжает влиять даже
на самые отдалённые уголки нашего необъятного арт-пространства. Именно поэтому
отечественному концепуализму был необходим ребрендинг. И он начался. Вообще-то,
коцептуальная арт-система достаточно герметична, и в России даже в большей
степени, чем на Западе. В силу сугубо исторических причин у нас она зародилась в
ситуации «закрытого общества» и естественым образом ему подражала. НОМА всегда
была игрой для немногих, в этой ограниченности доступа (не столь важно, к чему
именно, да и было ли так на самом деле) заключались её смысл и прелесть.
Предполагали ли участники НОМЫ влиять на процесс – художественный,
интеллектуальный или ещё какой-то? Может быть, и предполагали. Чувствовали ли себя
пророками в искусстве и не только? Вполне вероятно. Ребрендинг заключается в
том, что вопросительная интонация снимается, а публика допускается в святая
святых – к документации, к архивам, где содержатся доказательства: да,
предполагали, чувствовали, были. И, конечно, есть. Закрытое превращается в
Открытое. Проекты – в пророчества. Ребрендинг как будто должен показать, что
концептуализм – не только корпус художественных артефактов и теорий, а некое
практическое мировоззрение. Художники предсказывали и способны объяснить
современную систему коммуникации (людей, в самом широком смысле). Не «как себя
вести?», а «зачем себя вести?» В любом случае – с ребрендингом или без оного –
концептуализм выглядит как позитивная система жизни и мировосприятия. Все могут
участвовать в творчестве, надо просто осознать факт своего a priori и
непрерывного участия. Можно всматриваться, можно скользить взглядом – по
экспонатам на выставке, по событиям и реальностям окружающего мира.
Концептуализм в этом смысле абсолютно универсален. С одной строны, вся его практика
предполагает сценарий, с другой – открытый финал.
Леонид Лернер
Леонид Лернер