Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

КОНЦЕПТУАЛИЗМ КАК ИГРА В БИСЕР

«Концептуальное», «концептуализм», «концепция» – из тех слов и понятий, что совершенно обесценились за последнюю пару десятилетий. Обесценились настолько, что даже главные отечественные концептуалисты – и деятели и интерпретаторы – подчас признаются в непонимании (чаще) и нелюбви (реже) к этому термину. Но концептуализм остаётся концептуализмом, его значимость с годами выросла весьма существенно, он сильно повлиял и продолжает влиять даже на самые отдалённые уголки нашего необъятного арт-пространства. Именно поэтому отечественному концепуализму был необходим ребрендинг. И он начался. Вообще-то, коцептуальная арт-система достаточно герметична, и в России даже в большей степени, чем на Западе. В силу сугубо исторических причин у нас она зародилась в ситуации «закрытого общества» и естественым образом ему подражала. НОМА всегда была игрой для немногих, в этой ограниченности доступа (не столь важно, к чему именно, да и было ли так на самом деле) заключались её смысл и прелесть. Предполагали ли участники НОМЫ влиять на процесс – художественный, интеллектуальный или ещё какой-то? Может быть, и предполагали. Чувствовали ли себя пророками в искусстве и не только? Вполне вероятно. Ребрендинг заключается в том, что вопросительная интонация снимается, а публика допускается в святая святых – к документации, к архивам, где содержатся доказательства: да, предполагали, чувствовали, были. И, конечно, есть. Закрытое превращается в Открытое. Проекты – в пророчества. Ребрендинг как будто должен показать, что концептуализм – не только корпус художественных артефактов и теорий, а некое практическое мировоззрение. Художники предсказывали и способны объяснить современную систему коммуникации (людей, в самом широком смысле). Не «как себя вести?», а «зачем себя вести?» В любом случае – с ребрендингом или без оного – концептуализм выглядит как позитивная система жизни и мировосприятия. Все могут участвовать в творчестве, надо просто осознать факт своего a priori и непрерывного участия. Можно всматриваться, можно скользить взглядом – по экспонатам на выставке, по событиям и реальностям окружающего мира. Концептуализм в этом смысле абсолютно универсален. С одной строны, вся его практика предполагает сценарий, с другой – открытый финал.

Леонид Лернер


На этом искусство не заканчивается