На рубеже 1980–1990-х годов
На рубеже 1980–1990-х журнал «Искусство» – во многом
официозное издание Министерства культуры, Союза художников и Академии художеств
– отважился на необычный для себя эксперимент. Два номера – «Молодёжный» (№10,
1989) и «70-е» (№1, 1990) – подготовила «приглашённая редакция», в которую
вошли начинающие критики и искусствоведы. Среди авторов и персонажей номера
оказались художники и теоретики искусства, присутствие которых в «обычном»
номере журнала было не то, что сомнительным – просто невероятным: Илья Кабаков
и Борис Гройс, Д.А. Пригов и Виталий Пацюков, Игорь Шелковский и Эрик Булатов –
сплошь нонконформисты, эмигранты и концептуалисты. Тогдашние ниспровергатели –
Андрей Ерофеев, Екатерина Дёготь, Владимир Левашов – ныне стали рулевыми
актуального арт-процесса. Герои этого номера – теперь бесспорные классики новейшего
искусства. Что это было? Цензурный казус? Система ослабила свою хватку накануне
полного распада? И хотя после этого, в самом начале 1990-х, ещё вышло несколько
вполне обычных для журнала номеров про «советское» и «официальное», «Искусство»
получило большой кредит доверия от нарождающейся актуальной арт-тусовки и имело
все шансы инициировать на своих страницах профессиональную, искусствоведческую
ревизию теории и истории отечественного искусства… Но вскоре после распада СССР
и всей системы государственной поддержки культуры журнал погрузился в спячку. И
та самая ревизия – необходимая, насущная – приобрела совершенно иную форму:
искусствоведческий анализ подменили журналистским на страницах газет и
еженедельников – более жизнеспособных операторов рынка свежих идей. Лишь «Художественный
журнал» Виктора Мизиано являл попытку адекватного описания, хотя подчас
увлекался манифестами, трансляцией-апроприацией и левыми идеями – впрочем, это
и было нужно постсоветскому искусству в тот момент. Номер про 1970-е – тоже
своего рода манифест. Жёсткий, последовательный, системообразующий. Команда
редакторов во главе с Андреем Ерофеевым поставила перед собой задачу объявить
концепцию развития нового искусства, прочертить генеральную линию. С точки
зрения классического «Искусства» – поставить всё с ног на голову: назвать
неофициальное искусство, андеграунд – советским, а официальное – неискусством.
То есть «новые» усомнились в легитимности традиционного для журнала соцреализма
и его ответвлений. Ещё существует СССР, КПСС руководит и направляет, но уже
почти всё можно подвергать сомнению – свобода! По сути, произошла верхушечная
революция: захвачен телеграф и отчасти (или по большей части – работы молодых
актуалистов раскупались тогда как горячие пирожки) банк. Разумеется, «верхушек»
много, новое искусство сосуществует со старым, и даже поверженный казалось бы
соцреализм – в топ-лотах аукционов… Официальное искусство, против которого
затачивал концепцию этого номера Андрей Ерофеев, выражает желание власти,
иллюстрирует, визуализирует идеологию. Неофициальное – наверное, отражает (или
хотя бы пытается отразить) некую реальность, экзистенцию. Здесь налицо конфликт
идеологии и материи, желаемого и действительного. Вдруг, начинает казаться, что
«неофициальное» искусство удивительным образом погружено в некую объективность.
Точнее – в нём обнаруживается отражение той самой реальности через оптику (или
– искажение?) личностную, индивидуальную. Этот выпуск «Искусства» – коллекция
индивидуальных взглядов. Прошедшие с момента его выхода двадцать лет дают
возможность увидеть, какие из идей и событий переместились в область мифа, что
стало играть определяющую роль в новом искусстве, и, наконец, в чём состоит
причина «партийности» всей нашей актуальной арт-системы.
Леонид
Лернер