Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Игорь Маркин



Думаю, это стереотип, что все ждут и хотят большой музей. Чтобы был как во всём мире, чтобы как Центр Помпиду — нечто грандиозное. Безусловно, в этом случае размер имеет значение, потому что музей в Москве должен шуметь — иначе он моментально забивается другими событиями. Соответственно тут встаёт вопрос денег. «Гараж» сделал первую у себя выставку, Илью Кабакова, и в неё одну инвестиций было больше, чем за всё время существования моего музея; на фоне таких событий трудно рыпаться. Так что при недостаточном масштабе я не советую открывать музей современного искусства никому. Вообще коллекционерское дело — тихое, спокойное. И я, собственно, тихий и спокойный человек. То, как я пытался шуметь со своим музеем, меня напрягало, шло вразрез с какими-то личностными установками. Но как иначе? Риск был колоссальный, и если бы я сейчас оценивал ту ситуацию, то сказал бы, наверное, что музей даже такого масштаба, как у меня, невозможен. Потому что затраты на привлечение публики будут сильно превышать то, что публика даёт. Материальная и моральная отдача от публики стоит на третьем-четвёртом месте, публика не идёт в столь маленькое заведение, публику надо привлекать масштабно — в том числе и мероприятиями, с искусством связанными, может быть, очень косвенно: ресторан, музыка какая-то, детские курсы. Потому что, давайте откровенно, несмотря на существующий ныне вроде бы интерес к современному искусству, очень немногих оно действительно беспокоит. Что делать? Надо расширять круг таких людей. С музыкой он станет шире. С едой — ещё шире.Жаль, конечно, что полноценного музея современного искусства в Москве как не было, так и нет, но его хотя бы отчасти заменяют хорошие выставки. И вопрос с музеем в Москве — так или иначе, раньше или позже — решён будет. При этом совершенно не решён вопрос с музеем современного искусства для России. Ну, вспомним мы Гельмана в Перми, но кто ещё? А ведь нужен поток музейного строительства, ведь это нормальное современное развлечение — музейный центр. А лучше даже сеть.  И чтобы волна выставок двигалась по  стране с места на место — как фильмы в сетевых кинотеатрах.

Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства