Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта. Новый сайт журнала Искусство доступен по ссылке: iskusstvo-info.ru
архив журнала

Олег Шапиро




архитектор, партнер архитектурного
бюро Wowhaus, член попечительского совета
Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»


Паблик-арт — это искусство в общественном пространстве, и в городе очень многое можно поменять при помощи искусства и всего, что происходит около искусства. Существует много разных типов общественных пространств. Например, в центре Москвы много неосвоенных мест. Местные жители не дают там ничего строить, и они находятся в запустении, там практически помойка. С ними нужно что-нибудь делать. Есть полузаброшенные набережные, такие как набережная возле ЦПКиО. Есть старая территория АЗЛК, которая не используется с начала 1990-х. Собственники большинства таких пространств не знают, что с ними делать. Сейчас после «Винзавода», «Стрелки», «Арт-Плея» люди поверили, что эти места можно преобразить при помощи искусства. Каждый второй говорит, что он хочет сделать на своей территории арт-кластер, не понимая, что это не универсальная возможность: где найти столько представителей креативного класса? Но есть и другие простые и известные приёмы. У нас, к примеру, есть площадь Маяковского, несколько театров, концертный зал и стоянка — выжженное место, где ничего не происходит. Любая штука, которая бы всех развеселила, наподобие «красной лестницы» на Таймс-сквер, спасла бы ситуацию. На Таймс-сквер люди и правда сидят — в бесконечном шуме и потоке, но ждут кого-то, глазеют по сторонам. Многим кажется, что это лучшее место в мире. Город — это совокупность событий. В маленьких европейских городах, где люди живут коммунами, всегда что-то происходит: рождественские ярмарки, фестиваль уличных музыкантов в Ферраре, Палео в Сиенне, театральный фестиваль в Авиньоне. Эти города постоянно живут событиями. Горожане чувствуют общность оттого, что у них что-то есть специальное. Наш день города не компенсирует этот пробел. День города — это хорошо, но слишком официально. Власть что-то делает, хорошо ли, плохо ли, но пусть делает. Но на самом деле все эти фестивали в исторических европейских городах организует не власть, она разве что поддерживает, но мероприятия организуют сами горожане. Не знаю, можно и нужно ли объединять таким способом всю Москву — миллионы разных людей, — но всех, кто гуляет по Бульварному кольцу,  объединить можно. Креативный город —  это ведь не креативные тротуары, это креативные граждане. Эта небольшая прослойка всегда есть. Просто кто-то должен повести за собой. В сфере урбанистики инициатив много, их рассматривают, что-то принимают, что-то отклоняют, и власть сейчас, в общем-то, готова поддержать. Была бы программа. Да, наш прошлый градоначальник решил, что лучше всего для Москвы подходит большая скульптура из бронзы, и ещё лучше, если это будет большая скульптура Церетели. Может быть, сейчас будут какие-то подвижки, но это пока трудно сказать. Четыре-пять лет назад кто-то пытался поставить скульптуры Гормли на крышу, но это не удалось по причине то ли пожарной безопасности, то ли военной. Но на самом деле даже сейчас в Москве можно сделать всё и быстро, правда нужно знать, в какую дверь зайти, и кого-то убедить, что это надо сделать. Пока в Москве не так много эстетичного, в нашем городе живут люди литературоцентричные, а значит люди «без глаз». Именно поэтому — а не из-за инертности властей — кто-то должен прорываться. Сейчас модны всякие урбанистические вещи. Мне кажется, «Стрелка» в этом как-то помогла. Приходят люди и хотят обустраивать дворы. Очень много приходит. Инициативная группа посетила районную управу, и их с удовольствием поддержали, они общались с жителями, проектировали и т.д. Большой фестиваль стрит-арта проходит в Выксе — чёрт знает где, и, между прочим, прекрасно живёт. В Парке Горького тоже всё очень удачно совпало, была тоска по пространству, дружественному для людей, по человеческим действиям — она всегда есть, и это очень чувствуется. Сейчас мы сделали неплохой предпроект Бульварного кольца. В этом году его реализовать не удалось, так как демонстрации сильно отпугнули власть от любой активности на этой территории. Однако это пространство неоднородное: где-то есть жизнь, где-то её нет совсем. Кольцо существует в сознании людей как некий бренд, но есть Пушкинская площадь, где всё кипит, а, например, в районе Яузы вообще народу нет. Потенциал этих мест для города не выявлен, но существуют прекрасные приёмы для оживления этих пространств, которые, правда, могут сработать, а могут и нет. Например, Бульварное кольцо поделено между девятнадцатью управами, у которых свои большие территории и которым важно, чтобы там ничего не происходило, так как это дополнительные хлопоты. Почему бы не сделать единую администрацию Бульварного кольца, такую как администрация парка? Там могли бы быть уличные музыканты, и уличные театры, цирковые фестивали. Есть на бульваре место, где всегда играют в шахматы, но оно неудобное. Можно сделать место, где людям будет играть комфортнее. А ещё там нужно место, куда можно спрятаться и погреться зимой. Всё очень просто, и там будет жизнь. Искусство — это не лекарство, не вполне верно говорить, что оно «спасёт мир», но главной мыслью Бродского на его Нобелевской лекции было утверждение, что искусство делает человека индивидуальным, а не массовым существом.

Художник – это человек, который может решение превратить в проблему. Карл Краус